Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов 2016
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Северо-Восточный административный округ

Медицинская служба

Медицинский кабинет ГБОУ Школа №1499 (1 этаж, каб. 117) тел. (499) 187-42-81

График работы

медицинского кабинета

Дни недели

Часы работы

Понедельник

8.00 – 14.00

Вторник

8.00 – 14.00

Среда

8.00 – 14.00

Четверг

8.00 – 14.00

Пятница

8.00 – 14.00

Детский телефон доверия Департамента образования г. Москвы и экстренной социальной и психологической помощи несовершеннолетним и их родителям:

8-800-200-01-22

"Дети улиц" телефон доверия:

(495) 650-21-14

Телефон московской психологической помощи в СВАО:

(499) 184-43-44

Профилактика кори

Здоровый образ жизни семьи

Профилактика детского травматизма

Детский травматизм распространен куда больше, чем травматизм взрослых, и это не удивительно. Дети очень любознательны, пытаются активно познавать окружающий мир. Но при этом житейских навыков у них еще мало, и они не всегда умеют оценить опасность ситуации. Поэтому детские травмы, увы, не редкость. Детский травматизм кажется неизбежным злом. На самом деле, большинства травм и опасных ситуаций можно избежать. И профилактика детского травматизма, естественно, ложится на плечи родителей и учителей. На пороге новый учебный год! Родители отправляют детей в школы и центры дополнительного образования с надеждой, что они вернутся целыми и невредимыми. Но классы и коридоры заполнены детьми, которым всё интересно, школьная жизнь наполнена разными событиями и день за днём снова и снова возникает опасность детского травматизма. Как это ни печально, но образовательные учреждения от этого не застрахованы. На этой почве вырастают порой конфликты. Родители обвиняют образовательное учреждение, что не созданы условия, исключающие травматизм, а учителя – родителей, за ненадлежащее поведение их детей. Ст.51 Закона РФ «Об образовании» устанавливает, что ответственность за создание необходимых условий для учёбы, труда и отдыха школьников несут должностные лица ОУ в соответствии с законодательством РФ и уставом данного ОУ, но прежде всего директор. Школа, кроме того, создаёт среду, гарантирующую охрану и укрепление здоровья учащегося.

Говоря о травме, необходимо иметь в виду, что вред здоровью может заключаться как в физическом повреждении, так и в негативном психологическом состоянии. На первый взгляд, обеспечить безопасность обучающихся и воспитанников не сложно: пространство ограничено, достаточно поставить дежурных в каждую «Зону риска» и всё в порядке.

Однако, на практике получается всё не так. Увы, ни педагоги, ни классные руководители, ни дежурные, ни вожатые не в силах уследить за всеми учениками в школе. Из-за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплёскивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причём 4/5 из них на перемене. Но виноваты в этом не дети, а взрослые- те, кто не видел, не предусмотрел, не подумал об опасности, не научили ребёнка осторожности.

Вы должны быть всегда рядом и даже на шаг впереди. Поэтому детский травматизм и его предупреждение являются важной социальной проблемой, к которой должно быть привлечено внимание не только медицинских работников, педагогов, психологов, социологов, градостроителей, общественности и, конечно же, родителей и самих детей. Учитывая требования федеральных законов об охране труда и техники безопасности, особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения учащихся в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда. Мы с вами педагоги по профессии. От того насколько качественно и полно мы проведём мероприятия по профилактике травматизма, позволит сохранить жизнь и здоровье всех участников образовательного процесса, обеспечит организацию контроля за соблюдением требований охраны труда. Поэтому работа должна быть систематическая и плановая. Педагогам необходимо учесть следующие возможные направления работы с учащимися и их родителями: 1. воспитание ответственного отношения к собственной безопасности жизнедеятельности; 2. формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе; 3. разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма; 4. воспитание уважения к людям старших поколений, навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.

Комплекс программных мероприятий предусматривает использование следующих форм деятельности:

  • инструктирование по технике безопасности обучающихся;
  • инструктирование по охране труда сотрудников;
  • организация и проведение классных часов, беседы, проведение обучающих семинаров;
  • организация встреч с работниками ГИБДД;
  • участие в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма с применением современных технологий;
  • просмотр видеофильмов по данной тематике;
  • улучшение организации досуга детей, их всесторонней физической подготовки;
  • проведение совместных мероприятий по действиям в ЧС;
  • проведение мероприятий административно-хозяйственного направления по благоустройству территории и здания школы, созданию безопасных условий для жизнедеятельности детей;
  • организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма в быту;
  • создание информационного поля по ответственности родителей за безопасность своих детей;
  • совместные мероприятия с учреждениями здравоохранения.

Профилактика травматизма

Травматизм занимает значительное место в структуре общей заболеваемости и смертности среди детей. Характер и причины детского травматизма имеют возрастную специфику. Если травмы у детей дошкольного возраста чаще всего результат недосмотра взрослых, то у школьников они являются следствием грубых шалостей, опасных игр, неумелого отношения с предметами быта и т. д. По результатам статистических исследований основное число травм возникает у детей школьного возраста.

Этому способствуют существенные изменения образа жизни, связанные с поступлением в школу, и снижением контроля со стороны взрослых.

На первом месте по распространенности находятся бытовые травмы, т. е. полученные во дворе, дома, во время игр и спортивных развлечений и т. д. Это – падение с высоты (крыши, деревья), ранения острыми предметами; огнестрельные ранения из самопалов и пугачей; травмы, связанные с неправильным обращением с электричеством и электроприборами. Нередко травмы у школьников возникают при неорганизованных занятиях спортом у детей младшего и среднего школьного возраста – при падении с качелей, при нарушении правил катания на санках, прыжках с трамплина, при катании на лыжах с крутых склонов, при езде на велосипеде и т. д.

Второе место занимает транспортный травматизм. Несчастные случаи на улицах и дорогах занимают первое место среди причин смертности от травм детей старше 4 лет. Одно из ведущих мест среди причин смертности детей школьного возраста занимают несчастные случаи на воде. Они являются следствием безнадзорности детей во время купания, неумения их плавать, несоблюдения правил купания, а также нарушения взрослыми правил катания с детьми на лодках и других плавательных средствах. Кроме того, достаточно часто регистрируются и отравления среди детей.

Причинами отравления детей бывают различные ядовитые грибы, ягоды, листья стеблей, корневища растений, а также небрежно хранящиеся лекарственные вещества, ядохимикаты и др. Опыт показывает, что детский травматизм связан, в основном, с отсутствием у детей прочных навыков правильного поведения в различных жизненных ситуациях, поэтому травматизму наиболее подвержены дети младшего школьного возраста. Регистрируются несчастные случаи и в школе.

Чаще всего они возникают во внеурочное время в классе, коридоре, во дворе. Большинство травм – результат недисциплинированности детей (падения с лестниц, парт, подоконников, подножки и т. д.). Вместе с тем причиной этих случаев могут стать нарушения санитарно-гигиенических норм и правил эксплуатации школьных помещений. На втором месте по частоте происходящих в школе травм стоят повреждения, получаемые на уроках физкультуры. Происходят они, как правило, во время занятий на воздухе и на спортивных снарядах, не соответствующих по размерам гигиеническим нормам; при их неисправности; недостаточной физической подготовленности учащихся, отсутствии страховки и т. п.

В целях их профилактики преподавателям рекомендуется строго придерживаться последовательности в освоении учебной программы, обучать ребят необходимым навыкам при занятии спортом, постепенно увеличивать физическую нагрузку, соблюдать правила страховки при выполнении упражнений, связанных с риском падения, обеспечивать контроль за поведением детей на занятиях. Наблюдаются травмы и во время учебно-производственных занятий школьников. Их причины – свойственная детям любознательность, шалости, отсутствие практического опыта, незнание правил техники безопасности при работе в мастерских, химических лабораториях и др.

На основании бесед с детьми, получившими травмы, можно выделить два основных типа причин повреждений:

1 тип – причина травмы – неадекватное поведение ребенка, т. е. его действия заведомо чреваты возможностью получения травмы (игры на крышах, стройках, лазание по деревьям и т. д.).

Причины этого типа в свою очередь делятся на две группы:

  • неадекватное поведение ребенка на фоне полной неосведомленности о возможности получения травмы;
  • неадекватное поведение на фоне имеющихся знаний о возможности получения травмы.

2 тип причина травмы – неблагоустроенность внешней среды, халатность и недосмотр взрослых и т. д. При данном типе причин травм неадекватное поведение детей отсутствует, или оно играет минимальную роль. Сюда же можно отнести случаи спортивных травм на уроке физкультуры или спортивных секциях, если эти повреждения не являются следствием неадекватного поведения ребенка. В каждой возрастной группе школьников преобладает тот или иной тип причин травм.

У школьников младшего и среднего возраста преобладает 1-й тип причин травм, при этом у младших школьников преобладает низкий уровень осведомленности о возможности получения травм, несформированность навыков и умений безопасного поведения.

У школьников среднего возраста учащаются травмы, возникающие из-за пренебрежения имеющимися знаниями, часто в силу неверного толкования таких понятий, как «смелость», «трусость», «геройство» и т. д. Иными словами, и в этой возрастной группе также отсутствует навык безопасного поведения. В старшем школьном возрасте число детей, неосведомленных о травматических последствиях определенных вариантов поведения и игр, наименьшее. При этом относительно большим становится число случаев травм с причинами 2-го типа, в основном в результате роста спортивного травматизма.

Анализ данных об оказании доврачебной помощи пострадавшим детям показывает, что взрослое население слабо ориентированно в этих вопросах. В 50 % случаев помощь детям и их транспортировка в медицинское учреждение проводятся неправильно. Это усугубляет тяжесть повреждений, затрудняет лечение.

Работа по профилактике детского травматизма должна вестись в трех основных направлениях:

1. Создание травмобезопасной среды, в которой пребывают дети;

2. Выработка у детей безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;

3. Закаливание и физическое развитие детей, направленное на укрепление костно-мышечной системы и выработку координации движений. Работу по профилактике травматизма необходимо проводить дифференцировано, в зависимости от возраста учащихся. Мероприятия по профилактике травматизма должны включаться в план воспитательной работы, который контролируется заведующим учебной частью и директором школы. В планах должен быть представлен весь комплекс мероприятий по профилактике всех видов травматизма. Планировать работу следует отдельно для учащихся младших, средних и старших классов. Учителям физкультуры, труда необходимо включать элементы обучения детей безопасному поведению в программный материал. Планированию работы помогает строгий учет травм, возникший у детей на территории школы и вне ее.

Анализ этих случаев обсуждается в педагогическом коллективе и служит отправной точкой для планирования конкретных общешкольных и классных мероприятий. В профилактике травматизма у детей принимают участие разные категории населения. Поэтому необходимо подготавливать по вопросам профилактики педагогический и технический персонал школ, родителей. Выбор методов и средств для обучения и воспитания учащихся определяется прежде всего их возрастными особенностями и задачами профилактики травматизма среди детей каждой возрастной группы.

Для школьников младшего возраста наиболее важным является обучение, т. е. сообщение системы знаний о мерах безопасности и выработка на их основе осознанных навыков поведения. В настоящее время наиболее распространен традиционный способ обучения: сообщение знаний, их запоминание, упражнения. Основная работа, направленная на профилактику травматизма, проводится во внеурочное время. Со школьниками младшего возраста проводятся беседы, в которых может принять участие врач, медицинская сестра, учитель, представитель ГИБДД и др.

Язык и содержание беседы должны быть доступны для понимания ребенка, длиться не более 30-35 минут. Материал излагается в форме, предусматривающей возможность задать детям вопросы, выслушать их ответы. Максимально следует использовать различные наглядные пособия: картинки, иллюстрации в книгах, плакаты, листовки. Для учащихся младших классов эти материалы доходчивы и убедительны. Дети среднего школьного возраста располагают полными знаниями о мерах профилактики травматизма.

Однако эти знания зачастую носят формальный характер, у детей нет твердого убеждения в истинности полученных сведений. В работе с этой возрастной группой главное – формирование у детей правильного отношения к возможным опасностям, к правилам поведения, препятствующим получению травм. Это положение должно определять и формы работы. До сведения школьников доводятся все случаи получения травм не только на территории школы, но и вне ее стен.

На классном часе разбираются причины травмы, определяется вина пострадавшего, присутствующих, возможные варианты поведения, помогающие избежать травму. Содержание работы по профилактике травматизма с учащимися старших классов мало чем отличается от работы со взрослым населением. При этом особое внимание следует уделить предупреждению травм при занятиях спортом. Анализы причин спортивных травм свидетельствуют о том, что травмы являются в основном следствием следующих причин:

  • 1. Невыполнение правил, инструкций и положений при организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований.
  • 2. Допуск спортсменов к занятиям и соревнованиям в болезненном состоянии.
  • 3. Неудовлетворительное состояние материально-технической части оборудования спортивного инвентаря и мест занятий.
  • 4. Невыполнение санитарно-гигиенических требований к местам занятий, а также недоучет метеорологических факторов.
  • 5. Недисциплинированность и проведение запрещенных приемов занимающимися физкультурой и спортом.

Для предупреждения травм при занятиях физкультурой и спортом, а также при проведении различного рода спортивных мероприятий необходимо помнить и выполнять следующие мероприятия:

  • Запрещается проведение занятий, тренировок в отсутствии инструктора, тренера, преподавателя.
  • Занимающиеся должны быть распределены на группы по возрасту, состоянию здоровья, физической подготовленности.
  • Не допускать к занятиям и соревнованиям лиц, не прошедших врачебного обследования.

Строго соблюдать основные требования методики обучения физическим упражнениям:

  • а) последовательность в овладении двигательными навыками;
  • б) постепенность в увеличении нагрузки;
  • в) правильный показ упражнений и тщательный инструктаж занимающегося;
  • г) тщательный контроль за выполнением упражнений.
  • Перед выполнением основных упражнений и перед соревнованиями проводить разминку с целью подготовки организма к предстоящим нагрузкам.
  • Не допускать сильного переутомления, состояний, способствующих получению травм. Следить за состоянием и силами занимающихся в процессе занятий, тренировки и на соревнованиях.
  • Обеспечить меры безопасности при выполнении упражнений и тщательное выполнение правил помощи, страховки и самостраховки.
  • После перенесенного заболевания, травмы или долгого перерыва не допускать занимающихся к занятиям без врачебного обследования.
  • Учить молодых физкультурников выполнению правил личной гигиены. Обращать особое внимание на недопущение курения и употребления алкоголя.
  • Следить за чистотой спортивной формы, не допускать на занятия лиц, не имеющих соответствующих данному виду спорта формы и обуви.
  • Обязывать занимающихся пользоваться защитными приспособлениями, соответствующими для данного вида спорта (щитки, налокотники, наколенники, перчатки, бинтование суставов и пр.).
  • Обеспечить систематический санитарно-гигиенический надзор за спортивными сооружениями, снарядами и оборудованием.
  • Проводить занятия и соревнования в строгом соответствии с температурными метеорологическими нормами.
  • Перед началом занятий и соревнований тренеру, инструктору или преподавателю лично проверить:
  • а) состояние зала, площадки, катка и других спортивных сооружений, устранить обнаруженные дефекты. Если же их невозможно устранить, отменить занятия или соревнование;
  • б) состояние инвентаря и оборудования, особое внимание обратить на соединения или крепления, винты и т. д., а также наличие в непосредственной близости от них каких-либо посторонних предметов, камней, проволоки и т. д.
  • в) правильную установку снарядов и соответствие их возрастным группам.
  • Пресекать малейшие проявления недисциплинированности при проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований.
  • Преподавателям и тренерам изучить правила оказания первой помощи при травмах и уметь оказать первую доврачебную помощь.
  • Вести точный учет травм с анализом причин их возникновения и принятием мер для их предупреждения.