Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Северо-Восточный административный округ

Психологическая готовность

Рекомендации педагога-психолога родителям будущих первоклассников

Поступление ребенка в школу всегда волнующий момент, как для детей, так и для родителей.

Выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.

1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);

2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, управление эмоциями);

3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

Многие считают, что если ребёнок посещает детский сад — значит, подготовку к школе полностью обеспечивают его сотрудники.

Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе. Но без помощи родителей такая подготовка будет неполной.

Ребёнку требуется постоянное закрепление знаний: сделанное дома он должен проверить и закрепить в детском саду и, наоборот, знаниями, полученными в детском саду или на специальных занятиях, ему нужно поделиться с родителями.

Развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же.

Обученность - это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие – это умственный потенциал, способность ребенка к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.

Поэтому в оставшееся время лучше сосредоточить свое внимание на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость - внимание, память, мышление, воображение, моторика руки, на развитие социальных умений и навыков. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

В первую очередь позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. Надо использовать этот период и для развития разнообразного познания, для накопления разных сведений о мире вещей и людей.

Чаще беседуйте о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т.е. о моральных нормах поведения. Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к мышлению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - чтение книг. Нужно читать (или рассказывать) детям не менее получаса в день.

Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение: рисование, лепка, конструирование. Эти занятия также развивают мелкую моторику. Есть еще одна, не менее важная сторона.

И связана она с психологической подготовкой ребенка.

Вот на какие моменты стоит обратить внимание.

- Владение навыками самообслуживания. Ребенку необходимо уметь самостоятельно переодеваться в спортивную форму, собирать портфель и т. д.

- У ребенка должно быть сформировано умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной деятельности.

- Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми - и взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.

Некоторые дети теряются, не имея навыка "выживания в толпе". В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие.

- Учите ребенка не теряться, когда его критикуют или - детский вариант - дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы.

То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания.

Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку.

- Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников.

- В школе ребенок нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи?

- Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого.

Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат.

- Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что кричать и бегать можно в определенное, "шумное" время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.

-Научите ребенка ориентироваться в пространстве и времени.

- С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее.

Рассказывая детям о школе, избегайте создания эмоционально однозначного образа. Не говорите о школе только в позитивном или только негативном ключе. ("В школе-то как интересно", "Отличником у нас будешь", "Давай старайся, в школе еще труднее будет", "Это еще маленькое задание, в школе будут больше задавать").

Не используйте образ школы как устрашение: "Вот учительница тебе двоек наставит", "За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут". Лучше сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.

Расскажите ребенку о том, как вы сами пошли в первый класс, о своей учебе в школе, о своих учителях, посмотрите вместе с ребенком свои школьные фотографии, поиграйте в школу, расскажите о школьных правилах. И помните, чем больше ребенок будет причастен к подготовке, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе и своей новой жизненной позиции, тем легче ему будет внутренне, личностно в нее включиться.

Психологическая готовность Рекомендации педагога-психолога родителям будущих первоклассников Поступление ребенка в школу всегда волнующий момент, как для детей, так и для родителей. Выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе. 1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика); 2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, управление эмоциями); 3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться). Многие считают, что если ребёнок посещает детский сад — значит, подготовку к школе полностью обеспечивают его сотрудники. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе. Но без помощи родителей такая подготовка будет неполной. Ребёнку требуется постоянное закрепление знаний: сделанное дома он должен проверить и закрепить в детском саду и, наоборот, знаниями, полученными в детском саду или на специальных занятиях, ему нужно поделиться с родителями. Развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же. Обученность - это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие – это умственный потенциал, способность ребенка к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. Поэтому в оставшееся время лучше сосредоточить свое внимание на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость - внимание, память, мышление, воображение, моторика руки, на развитие социальных умений и навыков. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе? В первую очередь позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. Надо использовать этот период и для развития разнообразного познания, для накопления разных сведений о мире вещей и людей. Чаще беседуйте о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т.е. о моральных нормах поведения. Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к мышлению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - чтение книг. Нужно читать (или рассказывать) детям не менее получаса в день. Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение: рисование, лепка, конструирование. Эти занятия также развивают мелкую моторику. Есть еще одна, не менее важная сторона. И связана она с психологической подготовкой ребенка. Вот на какие моменты стоит обратить внимание. - Владение навыками самообслуживания. Ребенку необходимо уметь самостоятельно переодеваться в спортивную форму, собирать портфель и т. д. - У ребенка должно быть сформировано умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной деятельности. - Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми - и взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине. Некоторые дети теряются, не имея навыка "выживания в толпе". В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие. - Учите ребенка не теряться, когда его критикуют или - детский вариант - дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. - Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. - В школе ребенок нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи? - Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат. - Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что кричать и бегать можно в определенное, "шумное" время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены. -Научите ребенка ориентироваться в пространстве и времени. - С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее. Рассказывая детям о школе, избегайте создания эмоционально однозначного образа. Не говорите о школе только в позитивном или только негативном ключе. ("В школе-то как интересно", "Отличником у нас будешь", "Давай старайся, в школе еще труднее будет", "Это еще маленькое задание, в школе будут больше задавать"). Не используйте образ школы как устрашение: "Вот учительница тебе двоек наставит", "За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут". Лучше сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами. Расскажите ребенку о том, как вы сами пошли в первый класс, о своей учебе в школе, о своих учителях, посмотрите вместе с ребенком свои школьные фотографии, поиграйте в школу, расскажите о школьных правилах. И помните, чем больше ребенок будет причастен к подготовке, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе и своей новой жизненной позиции, тем легче ему будет внутренне, личностно в нее включиться.

© Ссылка на источник: http://schv1947.mskobr.ru/obrazovanie/psihologicheskaya_gotovnost/
08.01.18
Методическое пособие для школьных психологов
подробнее
обновлено: 15 февраля 2018
01.12.17
подробнее
обновлено: 14 февраля 2018