Трансформируемая среда как условие
безопасного пространства дошкольника
Что может быть важнее, чем безопасность детей?
Именно этот вопрос последнее время все чаще встает перед образовательными организациями.
Современный мир стремительно меняется, и эти изменения отражаются в первую очередь на системе образования. Первая ступень, где у ребенка закладываются ключевые навыки и умения, необходимые и значимые для успешности в будущем, - это дошкольное образование. Согласно положениям стандарта насыщенная, вариативная, трансформируемая, а главное - безопасная среда нужна сегодня современным детям.
В проект Департамента образования и науки города Москвы «Развивающее, трансформируемое пространство ребенка-дошкольника» школа №1499 включилась в 2018 году, и на сегодняшний день переоборудовано 8 групп. Теперь наши воспитанники могут выбирать, чем им хотелось бы заниматься. Удобно расположившись на подиуме, малыши с удовольствием строят города из конструктора, рядом девочки «лечат» кукол, а кто-то зарисовывает свежие впечатления от услышанной сказки. Все это стало возможным благодаря появившемуся свободному и гибкому перемещению ребенка по пространству группы.
Все модули легко перестраиваются по желанию детей в зависимости от игровых ситуаций или от образовательных задач, которые ставит перед собой педагог. Мебель изготовлена из легкого и экологичного материала, она надежна и безопасна в использовании. Ее не надо крепить, а передвинуть может даже ребенок, потому что мебель оснащена колесиками для удобства перемещения. Отказ от привычных шкафчиков в раздевалках дает возможность просушивать вещи гораздо лучше и предупредить мелкие травмы из-за отсутствия дверок. Спальня, которая раньше использовалась только во время тихого часа, превратилась в еще одно функциональное пространство для развивающих занятий и игр.
Говоря о безопасности, нельзя забывать еще об одном из требований в отношении образовательной среды - психологической безопасности. Важнейшая составляющая полноценного развития ребенка возможна только в определенных условиях. С одной стороны, насыщенная среда может оказать благоприятное воздействие, стимулируя активность, самоизменения ребенка и творческий характер его деятельности, а с другой - может вызывать напряженность, тревогу, дестабилизировать эмоциональное состояние ребенка и препятствовать реализации его интеллектуального и личностного потенциала. Следовательно, насыщенность образовательной среды может играть как стимулирующую, так и ограничивающую и даже сдерживающую развитие роль.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
У нас организована такая среда, которая стала одновременно развивающей, психотерапевтической и психокоррекционной, а для педагогов дала импульс к развитию профессионального потенциала. У детей есть возможность отдохнуть от шума и побыть одному в уголке уединения, ведь спальня, которая раньше использовалась только во время тихого часа, превратилась в еще одно функциональное пространство. Передвинуть игровые модули по своему замыслу может каждый ребенок самостоятельно, а в раздевалке появилось много свободного пространства, и дети не мешают друг другу переодеваться. Все это дало возможность превратить пространство дошкольных групп в единую образовательную систему, а пребывание ребенка сделать увлекательным и безопасным.
Родители, чьи дети посещают переоборудованные группы, начали отмечать, что ребята стали более самостоятельными, творчески активными, научились самостоятельно планировать свои действия и достигать желаемых результатов. Взаимодействие детей с предметно-пространственным окружением повлияло на их эмоциональное благополучие.
Не бойтесь того, что кажется вам сложным, возможно, это и станет самым эффективным решением!
Екатерина КРЫКОВА,
старший воспитатель Школы №1499
ССЫЛКА НА ПЕРВОИСТОЧНИК http://www.ug.ru/archive/82336
Социально-бытовая ориентировка
Приобщение ребенка к миру взрослых - задача, которую человечество решает с того времени, как появилась необходимость в передаче последующим поколениям опыта и знаний предыдущего. Детям с ограниченными возможностями здоровья нужно овладеть теми же навыками социально-бытовой ориентировки, что и любому ребенку, только сделать это подчас гораздо сложнее, так как организация жизнедеятельности таких детей особенна и требует специального подхода со стороны взрослых, применения более эффективных методов, которые должны максимально приближать учащихся к реальной жизни.
В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Как же подготовить особого ребенка к этому миру, таящему в себе тысячи преград, которые предстоит преодолеть?
Первым шагом к безопасности детей с особыми образовательными потребностями может стать коррекционно-развивающий курс «Социально-бытовая ориентировка» (СБО).
Цель этого курса в начальной школе - сделать жизнь ребенка в школе комфортной, повысить его статус в семье, обогатить его знаниями и умениями, расширить круг общения и, как следствие, помочь ему обрести самостоятельность и научить правилам безопасности жизни. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение верно вести себя в различных жизненных ситуациях.
Как же этому научить? Играя! Сюжетно-ролевая игра - неотъемлемый элемент курса по социально-бытовому ориентированию. Во время игры от ее участников требуется подчинение определенным правилам, нормам поведения, которые начинают служить эталоном поведения и вне игры. Наличие партнеров повышает необходимость соблюдения этих правил. Таким образом, можно считать, что, участвуя в играх со специально подобранным содержанием, воспитанники в определенной мере приобретают навыки культуры общения, безопасного поведения, привычку соблюдать нормы поведения в различных ситуациях и, в частности, тогда, когда обстановка может провоцировать неправильные поступки. Так, при изучении раздела «Транспорт» обучающимся предлагается разыграть сценку, в которой один участник - сотрудник билетной кассы, а другой - пассажир, приобретающий билет. Во время игры ребята должны назвать маршрут следования, рассчитать стоимость поездки, произвести оплату билета и проверить правильность заполнения дорожной квитанции.
![]() |
![]() |
Не будем забывать, что в каждом разделе курса большое внимание уделяется темам, посвященным безопасности. Это и безопасное использование бытовых предметов, и правила безопасности в общественных местах, и, без сомнения, безопасное поведение на дороге. Так, незаменимыми становятся игровые модули со знаками дорожного движения и светофор, с помощью которых можно обыграть различные ситуации на дорогах.
Сюжеты игр берутся обязательно в соответствии с программой, уровнем знаний, опыта детей и их возможностями. Использование сюжетно-ролевых игр применимо при изучении всех тем курса («Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь»). Содержанием игры становятся отношения между людьми, поэтому ход игры необходимо направить так, чтобы обучающиеся могли создавать модели этих отношений.
Важно не забывать о поэтапном включении детей в сюжет игры. Сначала педагог сам демонстрирует какую-либо ситуацию, взяв на себя ту социальную роль, которой хочет научить детей (например, кассир). На втором этапе помощь со стороны взрослого постепенно уменьшается, а самостоятельность детей возрастает. На третьем этапе при проигрывании ситуации необходимо руководить детьми и следить, чтобы они верно передавали последовательность действий, правильно формулировали и произносили фразы.
По мере взросления ребенка расширяется число новых социальных ситуаций, в которых он оказывается, углубляется общение со сверстниками и взрослыми. Резко возрастает круг предметов, с которыми ему приходится иметь дело. Все это требует формирования все более и более сложных навыков по социально-бытовой ориентировке. Поэтому содержание обучения по курсу СБО от класса к классу расширяется, усложняется и носит концентрический характер.
Формирование социальных компетенций невозможно без навыка общественного поведения. Детям с особыми образовательными потребностями бывает трудно вступить в контакт с человеком, построить беседу, задать вопрос, высказать просьбу. Этот навык формируется поэтапно, поэтому так важно начинать формировать его как можно раньше.
Мы уверены, что курс «Социально-бытовая ориентировка» в начальной школе является необходимым, так как помогает обеспечить безопасность ребенка с ограниченными возможностями здоровья в школе и в кругу семьи. И достигается это в первую очередь через обучение детей рациональным приемам и способам социально-бытовой ориентировки с учетом психофизических возможностей каждого обучающегося.
Ольга ПОТАПКИНА,
учитель начальных классов Школы №1499;
Оксана БЕЛЕДИНОВА,
учитель русского языка и литературы Школы №1499
Уважаемый Посетитель!
Вы перенаправляетесь на страницу сбора информации Яндекс.Формы, принадлежащей компании ООО "Яндекс".
Указывая персональные данные в сервисе Yandex Forms Вы поручаете их обработку компании ООО "ЯНДЕКС", в соответствии
с Политикой конфиденциальности и Условиями использования сервиса Яндекс.Формы