Мы продолжаем пополнять «Книжную полку», которая так полюбилась подписчикам.
Встречаем новый обзор от нашего учителя Полины Михайловной Охапкиной:
«Скажем сразу, о чём драма «Маскарад» (1842) М.Ю. Лермонтова. Перед нами история про ревнивца, втянутого в любовную интригу. Перекличка с трагедией Шекспира «Отелло» очевидна. Поэтому ключом к идее М. Ю. Лермонтова станут образы и детали пьесы.
Обратимся к названию. Маскарад – это искусственная жизнь порочного «света». А главный герой уверен, что познал его. Трагическая ошибка, на которой держится «Маскарад» как романтическая драма, неотвратима. Арбенин убеждён, что отстранён от «светской морали».
Однако втягивается в водоворот интриги, становится жертвой и орудием мести своего окружения. Ведь если жизнь – маскарад, то поневоле нет доверия ни к кому. Тогда общество, заведомо живущее по законам маскарада, может играть этим недоверием героя.
Но! Лицо становится маской, маска – лицом. В этом и состоит парадокс жизни. Люди живут словно в перевернутом мире, они видят друг друга и себя в социально кривом зеркале.
Поэтому возлюбленная Нина – чистое создание – видится Арбенину изменницей. А Арбенин, являющийся органическим порождением света, видит себя полной ему противоположностью.
В драме и торжество демонического начала в герое. Некогда Арбенин хотел быть равным Богу в добре. В итоге он разочарован, ведь «измена» жены для Арбенина – коварство добродетели, коварство божеского начала. И он бросает вызов и желает исправить эту «ошибку» свыше. Что же ждёт слишком самоуверенного в присвоенном себе праве на непогрешимый суд Арбенина?
Прочитайте пьесу и ответьте на вопрос: как финал связан с названием?
И, наконец, вспомните, в каком произведении зарубежной литературы 40-х годов XIX века встречается герой, видевший свою миссию в исправлении мирского зла?
Подсказка: недавно вышла экранизация».