Книжная полка. О чём драма «Маскарад» М.Ю.Лермонтова 17.01.2025

Встречаем новый обзор от нашего учителя Полины Михайловной Охапкиной

Мы продолжаем пополнять «Книжную полку», которая так полюбилась подписчикам.

Встречаем новый обзор от нашего учителя Полины Михайловной Охапкиной:

«Скажем сразу, о чём драма «Маскарад» (1842) М.Ю. Лермонтова. Перед нами история про ревнивца, втянутого в любовную интригу. Перекличка с трагедией Шекспира «Отелло» очевидна. Поэтому ключом к идее М. Ю. Лермонтова станут образы и детали пьесы.

Обратимся к названию. Маскарад – это искусственная жизнь порочного «света». А главный герой уверен, что познал его. Трагическая ошибка, на которой держится «Маскарад» как романтическая драма, неотвратима. Арбенин убеждён, что отстранён от «светской морали».
Однако втягивается в водоворот интриги, становится жертвой и орудием мести своего окружения. Ведь если жизнь – маскарад, то поневоле нет доверия ни к кому. Тогда общество, заведомо живущее по законам маскарада, может играть этим недоверием героя.

Но! Лицо становится маской, маска – лицом. В этом и состоит парадокс жизни. Люди живут словно в перевернутом мире, они видят друг друга и себя в социально кривом зеркале.

Поэтому возлюбленная Нина – чистое создание – видится Арбенину изменницей. А Арбенин, являющийся органическим порождением света, видит себя полной ему противоположностью.

В драме и торжество демонического начала в герое. Некогда Арбенин хотел быть равным Богу в добре. В итоге он разочарован, ведь «измена» жены для Арбенина – коварство добродетели, коварство божеского начала. И он бросает вызов и желает исправить эту «ошибку» свыше. Что же ждёт слишком самоуверенного в присвоенном себе праве на непогрешимый суд Арбенина?

Прочитайте пьесу и ответьте на вопрос: как финал связан с названием?

И, наконец, вспомните, в каком произведении зарубежной литературы 40-х годов XIX века встречается герой, видевший свою миссию в исправлении мирского зла?

Подсказка: недавно вышла экранизация».