Концепция развития

КОНЦЕПЦИЯ

СОЗДАНИЯ И РАЗВАТИЯ КОМПЛЕКСА ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

«Музейно-педагогический комплекс»

«Сквозь время»

ГБОУ Школа №1499

на 2019-2020 учебный год

Адреса расположения музеев ГБОУ Школа №1499:

ул. Сельскохозяйственная 20 к.1,

ул. Докукина 5а,

ул. Ростокинская 3,

Сельскозяйственный 2-й проезд  2/11,

ул. Малахитовая 15

Москва

2019

ВВЕДЕНИЕ

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования
 и патриотического воспитания в формировании гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа, а в частности, современный школьный музей.

Уникальность музейного комплекса заключается в том, что в его пространстве, существующем по законам культуры, ребенок органично осваивает культурные закономерности и взаимосвязи, осваивает навыки конкурентоспособности, коммуникабельности, развивает творческое мышление, учится ориентироваться в культурном пространстве, осваивает языки, присущие культуре, приобретает опыт существования в культурном универсуме, т. е. получает все те знания и навыки, которые и составляют общекультурную компетентность современной личности.

Создание музейно-педагогического комплекса  позволяет значительно обогатить и расширить образовательную среду, актуализировать опыт прошлого, включив его в контекст современной жизни ребенка.

Наконец, музейное пространство способно сформировать столь важное для современного общества качество личности, как «укорененность»
 в культуре, что предполагает знание своей истории, ощущение причастности
 к судьбам своей родины, гордость за ее прошлое и настоящее, способствуя тем самым становлению патриотического сознания детей и подростков.

Следует отметить, что обозначенные выше возможности музейного пространства для обучения, развития и воспитания учащихся используется современной Школой недостаточно эффективно, и связано это, с одной стороны, с отсутствием у педагогического сообщества представлений
 об образовательном потенциале музея, а с другой – не разработанностью инструментария (методов, технологий, организационных схем), позволяющего эти возможности выявить. Современная Школа, в массе своей, как и пятьдесят лет назад обращается к музейным коллекция как к иллюстративному материалу, призванному поддержать школьные знания, в то время, как Музей является системой коммуникации, способной «включить» человека в «диалог» культур, помочь ему адаптироваться в пространстве культуры и в пространстве собственной жизни.

Направления музеев  ГБОУ Школа №1499:

Военно-исторические музеи: «Молодая гвардия», «РВСН», «Боевой путь 195-й стрелковой Новомосковской  Краснознаменной дивизии», «Учителю-воину учителю-труженнику»;

Историко-литературные музеи: «Преодоление» им. Н.А. Островского, «Сказы Бажова»;

Краеведческие музеи: «Ростокино», «Жили были Ростокинцы».

Из направлений всех школьных музеев  стала видна линия, связывающая всех воедино – это время и как оно быстротечно. Поэтому было принято решение о принятии единого названия музейно-педагогического комплекса- «Сквозь время».

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основанием для разработки данной Концепции являлись следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы; утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы»;
  • Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015г. №1493;
  • Указ Президента РФ от 20.10.2012 №1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» ( в ред. Указа Президента РФ от 25.07.2014 №529);
  • Федеральный закон от 13 марта 1995г. №32-ФЗ от 23.07.2010);
  • «Концепция Духовно-нравственного образования и развития личности гражданина России».

Концепция определяет

  • Ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития всех музеев, входящих в него;
  • Задает основные направления развития, способы и механизмы изменений;
  • Адресовано сообществу каждого школьного музея, включающему педагогов, обучающихся, их родителей (законных представителей), общественные и ветеранские патриотического воспитания в школе.

Механизмы реализации Концепции

  • Взаимодействие в условиях социокультурного пространства района, округа города. Укрепление межведомственного сотрудничества участников образовательного процесса с целью совершенствования мероприятий по реализации государственной программы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. Открытость программы к расширению числа участников, заинтересованных в организации, включению в другие школьные и внешкольные программы;
  • Краеведческая и музееведческая деятельность должна стать одним из важнейших проводников патриотического воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся школы;
  • Широкое использование потенциала школьных музеев в основном и дополнительном образовании;
  • Формирование кадрового потенциала развития музеев через: подготовку педагогов к обеспечению процесса формирования развивающейся образовательной среды музея (формирование мотивационной заинтересованности, формирование коллектива педагогов-единомышленников), добровольное сотрудничество и межличностное взаимодействие на основе общего интереса;
  • Краеведческая и музееведческая работа должна быть превращена в поле совместной деятельности педагога и обучающихся по выявлению личностно значимых смыслов, в постоянный диалог, направленный на формирование ценностных представлений, вне зависимости от его предметного наполнения. Изменения статуса ученика и педагога – становление системы партнерских отношений в совместном поиске, научном исследовании;
  • Самоопределение подростков в выборе видов и содержания внеурочной деятельности, осознанность целей деятельности подростка как субъекта образовательного пространства;
  • Укрепление и совершенствование материально-технической базы музея;
  • Комплекс музеев обеспечивает свободный выбор видов деятельности, в процессе которых формируются и развиваются коммуникативные способности; ориентацию на личностные интересы, потребности, способности, позволяющей организовать досуг школьников в свободное от учебных занятий время; создает возможности каждой личности, развитие ее творческого, духовно-нравственного и гражданского потенциала.

Основные направления, формы и методы деятельности

комплекса школьных музеев

1.Работа с музейными фондами – сбор, систематизация, хранение и демонстрация экспонатов основного и вспомогательного фондов по разделам музейной экспозиции.

2.Экспозиционная работа - оформление стационарных и передвижных экспозиций, выставок.

3.Исследовательская и проектная деятельность – совместная деятельность педагогов, обучающихся, родителей по сбору и изучению музейных фондов, создание проектов.

4.Просветительская работа - на основе собранных фондовых материалов музеев, разработка и проведение разнообразных образовательных форм деятельности со школьниками (тематические уроки, классные часы, экскурсии, лекции, беседы; индивидуальный образовательный маршрут школьника, представленный краеведческой исследовательской проектной или творческой работой; краеведческие конференции, конкурсы, олимпиады и др.)

5. Информационная, рекламная и издательская деятельность - оформление стендов, витрин, выставок различной тематики; выпуск краеведческих газет, создание презентации краеведческой тематики, страницы на сайте школы.

6. Связь с общественностью – учреждениями образования, культуры, науки, общественными, ветеранскими организациями и др.

7. Работа Школьного музейного актива – вовлечение обучающихся в вышеперечисленную деятельность. Проектирование и реализация индивидуального образовательного маршрута обучающихся в рамках одной или нескольких научных областей на основе интегрированного знания.

Цель:

 Создание музейно-педагогического комплекса с инновационной системой взаимодействия с участниками образования, родителями, ветеранами и всеми заинтересованными лицами, нацеленного на развитие общекультурной компетентности современной личности.

Задачи:

1.Повысить заинтересованность обучающихся в посещении школьного музея;

2.Организация проектной работы классов с использованием передовых технологий в обновление музейных экспозиций;

3.Формировать культуру  музейного движения на принципах доступности и открытости как результата деятельности, который можно передать другим участникам образовательного процесса с привлечением общественности, родителей, ветеранов;

3.Проводить и принимать участие в  мероприятиях способствующие популяризации и продвижению инновационных идей музейного комплекса;

4.Испозование пространства музейно-педагогического комплекса
 в урочные и внеурочные часы;

План реализации:

 

Этап

Содержание

Сроки

Ответственные

1.Подготовительный этап

1. Сбор информации по составу музейного комплекса в ГБОУ Школа №1499 им. И.А. Докукина;

2. Анализ состояния школьных музеев;

3.Разработка расписания посещения музейно-педагогического комплекса в рамках курса внеурочной деятельности ОДНКНР;

4.Разработка системы записи посещения музейно-педагогического комплекса в урочное время.

Сентябрь/

октябрь 2019г.

Марусова Д.Г.

 

 

 

 

Марусова Д.Г.

 

Лучина М.С.

 

 

 

 

 

 

Марусова Д.Г.

2.Основной этап

1 Участие в городских конкурсах и мероприятиях способствующие популяризации и продвижению инновационных идей музейного комплекса. ( «Помним Героев Войны и Победы», «Музей Победы», «Мой район в годы войны», «Лучшая сотня», «С песней к победе» и тд.) 2.Закрепление ответственных классов за каждым музеем;

3.Разработка классных проектов  с использованием передовых технологий в обновление музейных экспозиций;

 

В течение учебного года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь 2019г.

 

Ноябрь/

Декабрь

2019г.

 

Марусова Д.Г.

Заливина Э.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Администраторы зданий

 

Ответственные классы

3.Заключительный этап

1. Реализация классных проектов  с использованием передовых технологий в обновление музейных экспозиций;

2.Реализация курса внеурочной деятельности ОДНКНР на базе музейно-педагогического комплекса;

3. Плановая организация посещения обучающимися музейно-педагогического комплекса в урочное время;

4.Взаимодействие музейно-педагогического комплекса с общественностью, родителями, ветеранами, другими школами.

Ноябрь/

Май

2019-2020гг.

Ответственные классы/ Марусова Д.Г.

 

 

 

Учителя предметники/ Марусова Д.Г.

 

 

 

 

Учителя предметники/

Марусова Д.Г.

 

 

 

 

 

Ответственные классы/ Марусова Д.Г.

 

 

Проектная деятельность классных коллективов предполагает использование комплекса инновационных методов и технологий освоения культурного наследия, позволяющих рассматривать объекты окружающего мира в качестве полноценного источника знаний и представлений о мире
 и инициирующих самостоятельную исследовательскую деятельность школьников. Основу этого комплекса составляют такие методы и технологии, как:

  • Музейно-педагогическиее занятие – погружение в музейную среду с использованием музейных форм коммуникации (передачи и восприятия информации);
  • Интерактивная среда;
  • Геймификации в проведений экскурсий;
  • Театрализованные экскурсии;
  • ;
  • Фасилитированная дискуссия.

Выводы: Внедрение музейно-педагогического комплекса приведет
 к следующим социально-значимым результатам деятельности школы:

1.Расширение социального партнерства школы и создание площадки для практической и исследовательской деятельности, начало сотрудчество с музеем Победы, с другими музеями города; учреждениями дополнительного образовательного образования детей, библиотеками. Это позволит реализовать интеллектуальные запросы учеников и педагогов.

2.Создание условий для развития навыков исследовательской , проектной, экскурсионной деятельности учащихся. Социализация и адаптация в социуме детей «группы риска»;

3.Использование музейно-педагогического комплекса в урочное и внеурочное время.