О физиологической готовности первоклассников

Родители чаще всего обращают внимание на интеллектуальную подготовку ребенка к школе:

знание букв и цифр, умение считать и писать. С их точки зрения хорошее интеллектуальное развитие

ребенка свидетельствует о его полной готовности к учебе. Физиологическую зрелость ребенка

зачастую не принимают во внимание. /Г.А. Свиридова/ 

 

Учитель начальных классов Свиридова Галина Анатольевна подготовила ряд рекомендаций по физиологической готовности ребёнка к школе.

 

Ребенок идет в школу. Часть 1.

Физиологическая готовность к школе

Каждый период развития позволяет человеку существовать в достаточно ограниченном диапазоне условий  сформированности определенных психофизиологических свойств. Важным этапом развития человека можно назвать дошкольный период, заканчивающийся поступлением в школьное образовательное учреждение. К началу обучения в школе и организм ребенка, и его психические возможности испытывают значимые изменения. Ряд ведущих систем организма ребенка к 6-7 годам изменяются. При этом поступление ребенка в школу – одно из важнейших испытаний степени сформированности всего организма ребенка, его психической сферы, который сопровождается изменением динамических стереотипов дошкольной жизни. Чем больше готов организм ребенка преодолеть возникшие трудности в связи с поступлением в школу, тем более легко протекает у него процесс адаптации. Именно поэтому проблема «школьной зрелости», установление подходящего возраста для начала систематического обучения так волнует физиологов, психологов и педагогов. Одни ученые и специалисты полагают достаточным критерием достижение определенной степени морфологического развития (например, смены молочных зубов), другие связывают готовность непременно с умственным развитием, третьи считают необходимым условием определенный уровень психического, и прежде всего личностного развития.

В педагогической науке  принято рассматривать три составляющих готовности ребенка к школе – это физиологическая, психологическая и мотивационная готовность.

Что такое физиологическая готовность ребёнка к школе?  Принято считать, что готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка. Суть проблемы состоит в том, что к началу систематического обучения детей может временно отставать развитие каких-либо школьно-необходимых функций, которые должны интенсивно использоваться для овладения ребенком основами грамоты. Обучение таких детей в школе сопровождают большие трудности, что резко повышает его физиологическую стоимость.  Выделяют  физиологическую зрелость; состояние здоровья; и  уровень физического развития. 

  1. Физиологическая зрелость. 

Физиологическая зрелость – это своеобразный индикатор дошкольника, индивидуальный показатель готовности ребенка к систематическому обучению, который обусловлен влиянием как биологических, так и социальных факторов. Как определить физиологическую готовность?  Рассмотрим таблицу «Антропометрические данные ребенка 6-7 лет».

Антропометрические данные (рост и вес ребёнка)

 

 

 

масса тела, кг

рост, см

девочки

6 лет

 

19-23,5

111-120

7 лет

 

21,5-25,7

118-129

мальчики

6 лет

 

19,7-24,1

111-121

7 лет

 

21,6-27,9

118-129

Пропорции тела, т.е. отношение размеров различных его частей, также имеют значение. В возрасте 5-8 лет дети переживают так называемый полуростовой скачок (увеличение скорости роста). В это время у ребенка интенсивно растут руки и ноги, считается, что одновременно происходит созревание головного мозга и определенное изменение нейроэндокринологических реакций, позволяющее ребенку легко обучаться письму и спокойно, без внутреннего напряжения выдерживать уроки по 30-35 минут.

Сменой молочных зубов. Это указывает на то, что организм ребенка достиг физической зрелости. Большинство педиатров считает, что у будущего школьника должны быть от 4 до 10 постоянных зубов, если речь идет о мальчиках, и от 5 до 11 постоянных зубов – у девочек. В 6-7 лет прорезываются передние, центральные и боковые резцы).

Зрелостью мозга.

Попросите  ребенка правой рукой дотронуться до левого уха, проводя руку над теменем. Дети старше 7-8 лет и взрослые легко справляются с заданием, а вот 5-6 лет не может этого сделать, поскольку руки еще коротки. Результат данного теста достаточно точно характеризует биологический возраст ребенка, т.к. отражает не просто уровень развития скелета, но и степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию.

Готовностью руки к письму.

Это можно определить, оценив тонкую моторику и координацию движений руки. Тонкая моторика - это разнообразные движения, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Только при хорошем развитии кисти ребенок будет писать красиво и легко.

Советы учителя «Как развить мелкую мускулатуру руки ребёнка?»

- Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять поролоновые шарики, губку.

- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

- Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

- Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.

- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.

- Резать ножницами.

- Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.

- Делать пальчиковую гимнастику.

- Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

- Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).

 

  1. Здоровье ребенка.

Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки, поэтому прежде чем отдавать ребенка в школу необходимо проконсультироваться у специалистов: нет ли у него проблем со здоровьем.

Самое  главное условие готовности ребёнка к школе – ребенок должен быть здоров.  

Ребёнка перед школой всегда внимательно осматривает медицинская комиссия, состоящая из различных специалистов.

Невролог. Одной из основных причин неуспеваемости часто являются неврологические нарушения у ребенка. Для охраны нервной системы вашего малыша очень важно соблюдать режим дня, насытить его время прогулками, избегать эмоциональных перегрузок (они могут быть вызваны просмотром агрессивных телепередач по, игрой в компьютерные игры).

Окулист. По современным медицинским данным именно зрение падает очень сильно при школьном обучении, наибольшее падение происходит именно в начальной школе. Поэтому вы должны знать способы профилактики нарушения зрения и уметь сформировать эту привычку у детей. В комнате, где находится, ребенок должно быть светло, при выполнении уроков, рисования, чтения должно быть организовано дополнительное освещение. Свет должен падать слева от ребенка. Нельзя допускать, что бы школьник читал лежа, с небольшим количеством света. Правильная посадка за столом убережет не только спину от дополнительной нагрузки, но и глаза. Нельзя близко смотреть телевизор и играть в компьютер. Также избегайте длительного пребывания ребёнка за компьютером и у телевизора.

Наряду с профилактикой зрения необходимо заниматься профилактикой нарушения слуха. Это касается постоянного шума, особенно вредно и для младших школьников недопустимо использование наушников, хотя сейчас  это популярно. Часто причиной неуспеваемости школьника является нарушение органов слуха. Такой ребенок плохо слышит объяснения учителя, обращенную к нему речь. Врач отоларинголог так же проводит осмотр ребенка.

Дошкольников перед школой осматривает стоматолог. Если у ребенка есть зубы, которые нуждаются в лечении это лучше сделать до школы.

Обязательный член врачебной комиссии – это ортопед. Одной из актуальнейших проблем, с которой сталкиваются многие родители – это нарушение осанки. Малоподвижный образ жизни школьника выступает как дополнительный фактор ухудшения осанки. Поэтому так важно учитывать потребность ребенка в движении, запишите его в спортивную секцию. Хорошо заняться плаванием, ходьбой на лыжах, ребенку необходимо активное пребывание на свежем воздухе.

 

  1. Уровень физического развития.

Устойчивость к нагрузкам, гибкость в адаптации к новому режиму зависит и от уровня физической подготовки детей. Чем более физически развит ребёнок, тем выше у него работоспособность, выносливость. Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться,– всё это не может, не отразиться на качестве обучения и состоянии здоровья.

 

Средние возрастно-половые значения показателей

развития физических качеств детей 6-7 лет

 

Показатели

Пол

6 лет

7 лет

Скорость бега на 10 м, с

Мальчики

2,5-1,8

2,3-1,7

Девочки

2,7-1,9

2,6-1,9

Скорость бега на 30 м, с

Мальчики

7,6-6,5

7,0-6,0

Девочки

8,4-6,5

8,3-6,3

Дальность броска мяча весом 1 кг, см

Мальчики

215-240

270-400

Девочки

175-300

220-350

Длина прыжка с места, см

Мальчики

95-132

112-140

Девочки

92-121

97-129

 Дальность броска мешочка с песком правой рукой, м

Мальчики

4,5-8,0

6,0-10,0

Девочки

3,5-5,5

4,0-7,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание формированию у детей правильной осанки, принимать меры для предупреждения искривления позвоночника и развития плоскостопия. Это достигается подбором мебели, соответствующей росту ребёнка, правильной дозировкой физической нагрузки в течение дня и выполнением физических упражнений, укрепляющих кости, связки, мышцы и другие системы организма и улучшающих процессы обмена. Большое значение имеет правильная организация двигательной активности ребёнка в течение дня. Надо избегать длительного пребывания ребёнка в одной позе (сидение, однообразная ходьба, так как это утомляет его и ведет к перегрузке некоторых отделов костно-мышечного аппарата).

От нас, взрослых, от желания сохранить и укрепить здоровье своего ребенка зависит очень много. Мы желаем вам здоровья и успехов в предстоящей школьной жизни.