О психологической готовности первоклассников

Психологи выделают несколько кризисных периодов в жизни человека.  Один из таких  сложных периодов – кризис семи лет. Этот кризис приходится на время поступления в школу. Такие кризисы возникают на всем протяжении семейной жизни, начиная с момента вступления в брак,  рождения ребенка, первым походом в школу, подростковый и юношеский возраст, и, конечно же, вступление во взрослую жизнь.  Мы спросили школьного психолога Иванову Ю.А.. о том, как помочь семье пережить кризис семилетнего возраста  с наименьшими потерями. В том числе и в отношениях ребенка и взрослого.

Иванова Ю.А.

 

Советы  школьного психолога  родителям будущих первоклассников

Младший школьный возраст от 6 - 7 до 10 - 11 лет - это важный период в жизни ребенка и его семьи.  Главная задача родителей – это подготовить ребенка к школе. Несмотря на желание идти в школу, не все дети готовы к обучению, поэтому перед поступлением ребенка в школу важно, чтобы ребенок прошел собеседование у детского (школьного) психолога.  Почему это важно? Часто  ребенок стремится скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения, а прежние социальные отношения (сложившиеся, например, в детском саду) уже исчерпали себя. Иногда ребенок начинает вести себя по отношению к школе пассивно или агрессивно, а родители недоумевают, отчего это происходит. Особенно велико это недоумение у родителей тех детей, которых они считали полностью готовыми к школе, ведь  они уже научили своего ребенка еще в 4 или 5 лет бегло читать и писать! Как же это непросто? Как все сложится?

Семилетний ребенок в школе

Рассмотрим готового к обучению к школе ребенка 7, 3 – 8 лет. Большинство семилетних детей к школе готовы: их память достаточно развита, они умеют контролировать свое внимание, имеют богатый словарный запас. Ученик первого класса способен производить в уме элементарные операции, понимать то, что слышит, в определенных рамках управлять своими эмоциями и поступками. Семилетка проходит через определенные фазы своего психологического развития: игра  все более отходит на второй план, уже не интересует малыше так, как раньше. Первоклассник пытается внести изменения  в игру, возникает стремление к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. У малыша начинает появляться субъективное желание стать взрослым. При высоком уровне готовности к обучению не возникает негативной симптоматики, направленной на родителей. Зрелый ребенок приходит в школу, его эмоциональное состояние стабилизируется и восстанавливается внутренний комфорт.  Но даже готовый к обучению семилетний ребенок, поступивший в школу, переживает непростой период адаптации из-за возрастающих психических, физических, эмоциональных нагрузок, смены распорядка дня, появления ряда новых забот и обязанностей.

Шестилетний ребенок в школе

У детей, пришедших в школу в возрасте 6 – 6,3 лет, отмечаются другие фазы, в которых ребенка больше занимает не учеба, а игра, так как пока она остается его ведущей деятельностью. У малыша еще не сформировались предпосылки для перехода от игровой деятельности к учебной. Он продолжает играть и на уроке, и дома, что приводит к возникновению проблем в учебе и поведении. Ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением, переживает эмоционально – личностный дискомфорт. Негативная симптоматика, появляющаяся в поведении, направлена против родителей и учителей. Ребенку приходится параллельно, на равных условиях, осваивать учебную программу и игровую деятельность. Если малышу удается это сделать, то эмоционально – личностный комфорт восстанавливается и негативная симптоматика сглаживается. 

Период адаптации

Многим детям трудно бывает пережить несколько первых месяцев после поступления в школу. Родители спешат на помощь ребенку, но при этом не должны своей заботой подменять всю деятельность малыша. Взрослые должны понимать, что в семь-восемь лет у ребенка проявляются естественные желания обходиться без посторонней помощи. Некоторые родители совершают ошибку, безо всякой нужды предлагая первокласснику свои услуги, ревниво оберегая его от посильных для него нагрузок, полностью освобождая его от уборки в своей комнате, от ухода за одеждой и обувью. Находя этому объяснения, говоря, что хотят облегчить жизнь ребенка, перегруженного школьными уроками, занятиями иностранным языком, музыкой,  взрослые не учитывают того, что чрезмерная опека с их стороны формирует такие отрицательные черты, как лень, неряшливость, безволие, беспомощность, неумение преодолевать трудности. Еще в начальных классах ребенок должен осознать, что труд – первоисточник всех благ, составляющих фундамент благополучия его семьи. Ребенка надо научить уважать труд взрослых, привлекать к полезной деятельности в школе и дома.

Учитесь договариваться

Между родителями часто возникают споры о том, как воспитывать школьника, как относиться к оценкам, к участию в школьной жизни, кто следит за выполнением домашнего задания и следит ли вообще. Вот почему  задача родителей – договориться, потому что разногласия между родителями не способствуют спокойной и успешной учебе.  А вот если родители сошлись во мнении по вопросу воспитания школьника, то и ребенку будет гораздо спокойнее и постепенно он обретет уверенность и в новой роли, и в новом коллективе! 

Во многих семьях с походом ребенка в школу все общение между родителями и ребенком сосредотачивается вокруг школьных тем – успеваемости, учителей, школьных заданий. Важно чтобы взаимодействие между родителями и ребенком не ограничивалось только школой и школьной тематикой. 

Часто, родители, переживая за свое чадо, очень эмоционально реагируют на оценки и поведение детей, показывая ребенку свою злость, отчаяние и прочее. В этом возрасте ребенок уже начинает различать чувства. Он чувствует и знает, что значит быть похваленным и поруганным, поощренным и наказуемым, любимым и нелюбимым. 

Иногда родители, выясняя отношения между собой, и не подозревают, как они могут нарушить психику ребенка. Особенно, если ребенок становится свидетелем выяснения отношений между родителями. Это еще один немало важный аспект! 

Бить или не бить?

С первого класса у детей происходит формирование критического отношения к происходящему: школьники начинают различать четкую грань между плохим и хорошим, активно пытаются влиять на события семейной и школьной жизни, протестовать против обмана, фальши и другого негатива. Они болезненно переносят ущемления чувства собственного достоинства, на наказания реагируют мучительно, если по отношению к ним проявляется несправедливость или применяется физическое воздействие.

Помните, что телесные наказания детей совершенно недопустимы в любой форме. Такие  наказания вызывают у каждого ребенка глубокое оскорбление, бурный протест, становятся причинами нервных заболеваний (заикание, навязчивые движения, невроз, энурез). Опыт педагогов и психологов показывает, что ребенок, подвергаемый телесным наказаниям, растет пугливым и робким, лживым и угрюмым, зато с готовностью затевает драку со сверстниками, используя любую возможность, чтобы обидеть младших или менее сильных, проявляя при этом жестокость и злобу. Даже несильный удар или шлепок могут подвергнуть психику ребенка жестокому испытанию! В его душе происходит столкновение любви и ненависти –  двух противоположных чувств – к близкому ему человеку. Некоторые родители думают, что суровость и строгость составляют основу воспитания школьника. Постоянно прибегая к грубости и окрику, взрослые не получают желаемого результата. Это объясняется тем, что таким образом родители стремятся вызвать в детях уважение к себе, и в самом деле вызывают, но уважение холодное, основанное на страхе, и тем самым отвращают детей от себя, приучая их к лживости и скрытности. 

Как важно похвалить ребенка

К большому сожалению, в традиционном семейном воспитании наказания преобладают, а средства поощрения используются слабо и неумело. Потому что, родители, возможно, сами были так воспитаны, и они по-другому не умеют! Меры поощрения могут быть разными, но очень важно разумно их использовать. Нежелательна любая крайность: перехвалить школьника также вредно, как и не оценить его старательность. Похвала ребенку за хорошо выполненные задания, за проявленную им инициативу должна быть уместной, тогда она укрепит его веру в собственные возможности и силы, будет способствовать развитию его воли и самоутверждения. 

Психологи спешат на помощь

Если появляются сложности в воспитании ребенка, родители должны обратиться за помощью к специалистам (школьный психолог, семейный психолог и др.), не боясь  и не стыдясь этого. Психолог покажет и научит способам и методам улучшения взаимодействий в семье. Главное, вовремя заметить, как живется ребенку в школе, учитывать и его пожелания! Замечать, насколько комфортно ему и интересно! Помогать ребенку, осознавать значимость оценок! И отчетливо понимать, что учится и получает оценки ребенок для себя, а не для своих родителей, которые, возможно, не реализовали себя, еще в свои школьные годы, или, возможно, всю свою жизнь страдают «синдромом отличника»!

Берегите себя и своих детей!